Питчинг в Фонде кино: музыка, патриотизм и роботы

23 мая Фонд кино провел очную защиту национальных фильмов, производство которых осуществляется организациями кинематографии, не являющимися лидерами отечественного кинопроизводства. На питчинге было представлено 62 проекта от 57 компаний. Авторы часто обращались к теме искусственного интеллекта и к военно-патриотической тематике; предлагали фильмы, опирающиеся на успехи сериальных проектов, а также делились новым взглядом на классиков мировой живописи и русской литературы. Портал ПрофиСинема рассказывает о наиболее интересных проектах и тенденциях минувшего питчинга.

Многие представленные фильмы касались военно-патриотической тематики. О Великой Отечественной войне рассказывают драмы «Спасенный» (ТПО РОК), «Литвяк» (Студия 28 Панфиловцев), «Быстрее врага» (Вайт Медиа), «Ангелы Ладоги» (Мастерская), «Батька Минай» (Военфильм), «Детский лагерь смерти» (Триикс Медиа), «Красавица» (Проспект Мира).

Действие картин «Злой Город» (РБ ПРодакшн) и «Поле Куликово» (LookFilm) разворачивается в Древней Руси времен монгольской экспансии.

«1812» — рабочее название проекта от компании Пиманов и партнеры. В прокат его выпустят под другим заголовком, среди возможных вариантов — «Убить Наполеона». На презентации режиссер и продюсер Алексей Пиманов показал трехмерные модели руин, оставшихся от кремлевских построек, после того как их взорвали французы. В предварительный актерский состав вошли Павел Прилучный, Алексей Чадов и Роман Курцын. Наполеона, скорее всего, сыграет иностранный артист. На производство своего 500-милионного блокбастера авторы прост 300 млн рублей.

Драма «Шторм» (Третий Рим) расскажет о событиях афганской войны, а «99-й» (Медиа Юниверсал Ивент) — о чеченской кампании.

Проект «Никто кроме нас» от ИК Галерея — история взросления молодого столичного мажора, попавшего на службу в ВДВ. По словам создателей, фильм можно описать как драматическую версию «Холопа» — при этом работа над сценарием началась еще до выхода в свет упомянутой комедии.

Кинокомпания Кинобаза представила картину «Тимур и его команда» — действие классического произведения Аркадия Гайдара перенесено в современные реалии СВО. Ленту, рассчитанную на подростков, предполагается выпустить в марте 2025 года — под школьные каникулы. Проект продюсирует музыкант Денис Майданов, он же выступит композитором ленты. Производители заручились поддержкой Министерства обороны и общественной организации Движение первых, насчитывающей около миллиона человек — именно эти люди, согласно прогнозу кинокомпании, могут стать основными зрителями картины. Авторы планируют потратить 93 млн рублей на производство и 5 млн на продвижение, заработав в прокате 80-100 млн рублей.

В ряде проектов просматривается опора на успехи сериальной индустрии. Так кинокомпания Лунапарк представила полнометражный фильм с элементами мюзикла «Король и Шут: Как в старой сказке». Авторский костяк — тот же, что в и онлайн-сериале: режиссером выступит Рустам Мосафир, в главных ролях — Константин Плотников и Влад Коноплев. Создатели отметили, что целевая аудитория сериала оказалась значительно шире, чем ожидалось: проект делался под более возрастную публику, но стал популярным и среди молодежи, что побудило авторов к работе над полнометражной картиной. Постановщик обещал, что в фильме снова появятся легендарные Горшок и Князь, а основное действие будет происходить в сказочном мире из песен легендарной группы, тесно сплетенном с реальностью. Вымышленная вселенная на большом экране должна стать более масштабной по сравнению с сериальной версией, а персонажи из разных песен КиШа будут сведены в единый сказочный сюжет. Большую часть материала отснимут в павильонах, некоторые сцены — в Санкт-Петербурге и под Мурманском. Производственный бюджет составляет 400 млн рублей, еще 150 млн потратят на маркетинг. Ленту планируют выпустить весной 2025 года и заработать в прокате около 800 млн — 1 млрд рублей.

Еще один фильм-байопик на тему русского панк-рока — «Хой» от Студии Чеховъ. Лента расскажет о последних днях жизни Юрия «Хоя» Клинских — солиста культовый группы Сектор Газа. Песни для фильма будут перезаписаны. На презентации член экспертного совета Леонид Верещагин справедливо поинтересовался — как быть с обилием нецензурной лексики в текстах воронежских панков. На что создатели ответили — среди самых популярных произведений Сектора Газа немало песен без единого бранного слова.

Помимо музыкальных фильмов, были проекты, посвященные фигурному катанию — «Кумпарсита» от Н2О Продакшн и «Роднина» от Голд медиа Продакшн. Не обошли стороной и футбол, показав байопик о футболисте Федоре Черенкове «Федя. Народный футболист» (Сделано в «ДЕЛО»). 

В актерском составе и дрим-кастах то и дело встречались исполнители из сериала «Слово пацана». Студия Кинотека показала трейлер семейной комедии «Возвращение попугая Кеши» Олега Асадулина, где Никита Кологривый в образе бедного учителя географии встречает умного попугая, после чего жизнь молодого человека резко меняется. Релиз намечен на осень 2024 года, картину выпускает Карро Прокат. Авторы намерены заработать в кинотеатрах порядка 500 млн рублей.

Кологривый также попал в дрим-касты проектов «Король и Шут: Как в старой сказке», «Тимур и его команда», «Лермонтов» и «Первая помощь» от Хэштэг Медиа.

«Первую помощь» можно охарактеризовать как пример импакт-кино — направления, постепенно набирающего популярность в России. Главный герой — талантливый боксер, вынужденно оставивший карьеру и ступивший на путь саморазрушения. Совершив множество ошибок, он в конце концов становится волонтером и помогает людям. По словам продюсера Алексея Троцюка, фильм должен продвигать приложение «Защитник», помогающее детям, оказавшимся в беде. Производственный бюджет ленты — 250 млн рублей, на рекламу и продвижение потратят еще 60 млн. Будущие сборы оцениваются в 150 млн, прокатчиком фильма станет ЦПШ.

Еще одна молодая звезда из «Слова пацана»Леон Кемстач — сыграет главную роль в фантастической ленте «(Не) искусственный интеллект» от Рэд Стар Филмс.

Научная фантастика стала одним из наиболее заметных лейтмотивов минувшего питчинга. Среди фантастических фильмов — «Пираты галактики Барракуда 2» (Р Медиа), «Ждун» (Наше кино), «Отель «У Погибшего Альпиниста»» (ММЕ), «Летающий пацан» (Кью Эс Филмс), «Пришелец Алешка» (Варвар студио), «Грань» (Красный  Квадрат).

В фильме «On» от компании Инфинити контент героиня Юлии Пересилд окажется в заложниках у умного дома, управляемого искусственным интеллектом, а в ленте «Мертвая петля» от компании Кинохроники разработчик компьютерной игры о Великой Отечественной войне очутится внутри своего творения. «Мертвая петля» снимается в копродукции с Беларусью, производственный бюджет составляет 144 млн рублей, из которых 100 млн создатели запрашивают у Фонда кино. Затраты на рекламу составят 20 млн. Фильм выпустит Карро Прокат в феврале-марте 2026 года, авторы ожидают сборы в районе 140 млн рублей.

На фоне фильмов об искусственном интеллекте и виртуальной реальности стоит особняком лента «Сад наслаждений» от СинеЛаб Диджитал Лаундж. По сюжету герои фильма, искусствовед и вирусолог, окажутся в эпицентре загадочной эпидемии — женщины стали рожать чудовищ вместо обычных детей. Чтобы решить проблему и найти антивирус, они отправляются внутрь картин Иеронима Босха. Режиссер Владислав Фурманов в своем обращении предложил поразмышлять — «в чем может быть спасение человечества во время гуманитарной катастрофы, о духовном осмыслении бытия через искусство и науку, способном возродить божественное начало в человеке».

Еще одну любопытную концепцию предложила компания Стар Медиа Дистрибьюшн. Байопик «Лермонтов» Степана Коршунова рассказывает о жизни «enfant terrible» Золотого века русской литературы. Стоит отметить, что презентация «Лермонтова» оказалась, пожалуй, одной из самых профессиональных на минувшем питчинге — авторы емко и четко охарактеризовали художественные задачи, пояснили, какие стилистические решения вырастают из них, а также объяснили, как их концепция исторической биографической драмы соотносится с нашим днем. 

Пространство фильма разделится на две части: реальная действительность и внутренний мир Лермонтова, где тот беседует и спорит с убитым на дуэли Пушкиным. Как пояснили создатели, подобный ход отражает состояние человека сегодняшнего, на которого давит навязанный культ достижений и постоянные сравнения себя с более успешными современниками. По словам производителей фильма, Пушкин представляется им как своеобразный The Beatles XIX века, а Лермонтов подобен русскому Курту Кобейну. Действие начинается в 1837 году, когда молодой поэт мечтает жениться и показать свои стихи Пушкину. Однако, невеста отказывает ему, а Пушкин гибнет на дуэли незадолго до назначенной встречи. В дрим-касте на роль Лермонтова рассматривается Иван Янковский и Марк Эдельштейн; Екатерину Сушкову, возлюбленную Лермонтова, могут сыграть Мария Нацель, Стася Милославская или Дарья Балабанова; в образе Мартынова создатели видят Никиту Кологривого или Александра Горбатова, в образе Пушкина — Александра Яценко. Проект уже получил поддержку от фонда Кинопрайм.

Источник: proficinema.ru