Также почтили память соавтора Энтина и Евтушенко
Фото автора
Текст: Игорь Карнаухов
На городской Аллее Доблести и Славы в Перми появились новые скульптурные композиции, увековечившие память о Викторе Астафьеве и композиторе, создателе популярных песен и соавторе крупных поэтов Евгении Крылатове.
«Пермский период» в жизни и творчестве Виктора Астафьева – это 24 года. Осенью 1945-го прибыл демобилизованный красноармеец, инвалид войны, в Чусовой Молотовской области, родной город обретенной на фронте жены. Легендой отечественной культуры стало то, как состоялся дебют в литературе молодого ветерана, подрабатывавшего на тот момент вахтёром в колбасном цехе: первый рассказ «Гражданский человек» (1951, позднее публиковался под названием «Сибиряк») был написан за одну ночь казенной ручкой в журнале дежурств. За порчу бумаги работник схлопотал выговор, но рассказ сразу оказался замечен – когда городскому партийному начальству что-то не понравилось в очередной части повествования печатавшегося в «Чусовском рабочем», редактор газеты настоял на продолжении публикации, обосновав потоком обращений со стороны читателей: звонят, приходят в редакцию, спрашивают… А тот журнал литературовед Валентин Курбатов, друг писателя, посчитал однажды колыбелью всей «лейтенантской» прозы!..
Уже через два года, в 1953-м у молодого прозаика вышла первая книга, – рассказы «До будущей весны», выпущенные Молотовским издательством. За ними последовали сборники «Огоньки» (1955), включавшие один из первых шедевров Астафьева – «Васюткино озеро», «Зорькина песня» (1960),«Помню тебя, любовь» (1963),«Весенний остров»(1964), повести «Стародуб» (1959), «Звездопад» (1960), «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968) и другие, первый роман прозаика «Тают снега» (1958), с которым Виктора Петровича принимают в Союз писателей СССР. Также еще на Западном Урале у Астафьева вынашивается замысел одного из главных его произведений – «Пастуха и пастушки» (повесть появилась в «Нашем современнике» в 1971 году, когда семья писателя жила уже в Вологде), и складываются «Затеси».
Отныне имя одного из крупнейших русских прозаиков XX века сияет в одном ряду с поэтом-футуристом, соратником Маяковского Василием Каменским, советским романтиком, автором «Тимура и его команды» Аркадием Гайдаром, классиком русского зарубежья Михаилом Осоргиными другими выдающимися мастерами слова, взраставшими в Прикамье.
В том же ряду теперь и гранитная звезда памяти Евгения Крылатова (фамилия при рождении Крыласов, 1934–2019). Его имя обессмертили песенные шедевры на слова Юрия Энтина: «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника», «Прекрасное далёко» из «Гостьи из будущего», «Лесной олень» из «Ох уж эта Настя!», «Песенка о шпаге» из «Достояния республики»; Юрия Яковлева – «Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка»; Леонида Дербенева – «Три белых коня» из «Чародеев» и другие хиты: сотрудничал Евгений Павлович и с Михаилом Пляцковским, и с Игорем Шафераном, словом, с ведущими поэтами-песенниками советского времени.
Фото: Игорь Карнаухов
Но есть у этого мастера и песни на стихи Евгения Евтушенко – и это такой образец философской лирики, как «Серёжка ольховая», и Роберта Рождественского («Земле моей»), и других классиков, не писавших для эстрады целенаправленно.
А начинался путь к вершинам музыкального олимпа у этого одаренного мелодиста, уроженца города Лысьвы, в трудовой Мотовилихе (ныне один из районов Перми): здесь мальчик занимался на фортепиано в доме пионеров, учился в музыкальной школе и музучилище, отсюда отправился поступать в Московскую консерваторию.
Источник: 3dnews.ru